Даже странно, что создатели легендарных Underground и Most Wanted опустились до клонов крупных симуляторов и добровольно вогнали последний гвоздь в гроб своего любимого проекта. Друзья мои, поиграл давеча в NFS: Shift и вот что я вам скажу ...Need for Speed мертва! Нет, её погубила не повышенная аркадность каждой части, не малое количество нововведений, начиная со времен Most Wanted, и даже не конкуренты. Всю грязную работу сделали сами разработчики из Slightly Mad Studios и EA Black Box. После такого шока невольно призадумаешься: быть может, не зря суровый издатель выражал крайнее недовольство творчеством своей младшей дочки Black Box? Даже странно, что создатели легендарных Underground и Most Wanted опустились до клонов крупных симуляторов и добровольно вогнали последний гвоздь в гроб своего любимого проекта. Хотя пинать за Shift только «черный куб» не совсем корректно, ведь именно «сумасшедшие» наполовину состоят из создателей небезызвестных GTR, GT Legend etc. Видимо, главная девелоперская страшилка не врет – есть такие разработчики, которые делают одну игру в своей жизни, а все остальные получаются уже похожими на нее. Не обошла стороной эта народная мудрость и нашу, некогда любимую, «жажду скорости». Что из себя представляет тринадцатая реинкарнация Need For Speed, мы и попытаемся разобраться далее.
Гонки на спортивных автомобилях, как собственно и не заводской тюнинг, образовали целую культуру где-то в середине XX века. Незадолго до Второй Мировой войны, банды стритрейсеров терроризировали несчастных жителей Лос-Анджелеса. Что примечательно, по окончанию войны, автомобильный рынок полностью оккупировал Генри форд, который сделал цены на легковушки доступными даже для молодежи. С этого и начался бум – все массово кинулись апгрейдить своих железных коней, обдумывать увеличение мощности, обтекаемость конструкции и уменьшение веса всего автомобиля. Первые официальные гонки на этих доморощенных спорткарах прошли все в том же штате Калифорния, в пустыне Мохаве. Протяженность трассы составила 804 метра, а количество участников превысило несколько десятков.
После этого зародилась масса как официальных, так и незаконных соревнований, где участие принимали гонщики только с «самодельными» авто.
Мнение об Need For Speed: Shift Много моделей, красивых и разных
Примерно такие слова возникали раньше при упоминании любой NFS, начиная с Underground’а. Но Shift настолько «ускорилась»*, что решила перешагнуть такие пережитки западного империализма как сексапильные девушки в качестве зазывалочки. Помните, как раньше спорили о том, в какой части красивее спутницы? Забудьте, теперь девушки в топиках и обтягивающих спортивных шортах лишь изредка стоят на трассе, давая отмашку водителям.
Собственно под нож попал и сюжет. Не то чтобы нас совсем лишили повествования, но в качестве дополнительной эмоциональной мотивации оно выступать перестало. Начинается все настолько уныло, насколько только можно представить – молодой человек загробным голосом рассказывает, куда мы попали. Автор имел «удовольствие» изучить обе версии игры (англоязычную и, спасибо EA Russia, русскоязычную). И вот что странно: неожиданно для отечественной сферы локализации, наша озвучка оказалась в разы лучше оригинальной. Создается ощущение, что повествует серьезный, взрослый человек, возможно гонщик. А вот иностранная дорожка выполнена в таком тоне и с употреблением таких слов, будто нас знакомят с камерой тюремного заключения. Хотя в чем-то это ассоциация верна, ведь на прохождение Shift понадобится с десяток часов – та еще пытка. И вправду можно перевоспитывать закоренелых преступников...
Ладно, бог с ним с рассказом, что же дальше? А дальше, как говаривают умные люди, только хуже. Настораживает все: от лаконичности и кривости главного меню, да какой-то статичности заднего фона. Хотя это не страшно, ну подумаешь, неудачная попытка закоса под GRID (что, к слову, стыдно для столь именитой франшизы).
Но главное разочарование поджидает игрока после того, как он свыкнется с бредовой историей и странным дизайном. Дело в том, что нам сразу, ни капли того не стесняясь, демонстрируют местную систему заездов: 4 уровня гонок + мировой чемпионат NFS. Не знаю, кто как, а мне вспомнились всякие Lada Racing Club и Moscow Racer, где, дабы избавиться от лишних рассказов, предложили набор заездов, разбитых на классы и выделили главную цель – международный турнир. Хотя и на это можно плюнуть. Новые разработчики, новый дизайнер интерфейсов и т.д. и т.п. Главное ведь, что собой представляет геймплей и ассортимент автомобилей. О первом естественно поговорим отдельно, а вот второй обсудим прямо сейчас.
Выбор огромен (по игровым меркам) и хорош. Скорее всего, автопарк – это вообще одно из двух-трех значительных достоинств Shift. Правда и тут не обошлось без странных казусов. К чему, спрашивает, три BMW W3 разных годов выпуска? Скорее всего, лицензия просто продавалась «по 100 рублей за кучку», вот ее и использовали по полной программе, раз уж за все уплачено.
Обзор Need For Speed: Shift Девятка на литье цвета морской волны...
 Как и полагается любой уважающей себя NFS, машины блестят и сверкают. Но нет такой силы, которая может заставить отказаться преданного фаната серии, пересмотревшего «Форсаж» (автор это все про себя), от внешнего рестайла. Хотя постойте, есть – разработчики. Уж если они захотят отвадить геймеров от такой ненужной забавы, то так тому и быть. Сказано – сделано. Изменять своего железного коня, менять обвесы и даже наклеивать стильные картинки на капот попросту не хочется. А все дело в том, что Slightly Mad остро не хватает специалистов по юзабилити. Где выбирать молдиниг**, как изменять цвет и размер наклеек – все эти знания даются методом долгих проб и ошибок. Добавьте сюда нищий ассортимент деталей для внешнего тюнинга, и вот уже обрисовывается весьма унылое действо.
Для пущего драматического эффекта нам не позволяют присмотреть обвес до его покупки. Из автосалона сделали какой-то «магазин на диване», в котором надо заказывать, платить, и надеяться, что вещь окажется хорошей. Видимо разработчики сами осознавали свою ошибку и решили сгладить ее кардинальным методом – в большинстве случаев полностью упразднить наличие какого-либо выбора. Мол, не знаете какой спойлер выбрать? Не огорчайтесь – вот вам один. И главное, что тут не поспоришь – выбирать-то и в правду стало легче!
Зато игроку предлагают расширенный набор технической модернизации авто. И тут закрадывается первое робкое подозрение, что долгожданный Need For Speed: Shift хромает на обе ноги. На первый взгляд разнообразие всевозможных настроек радует и обнадеживает (хорошие симуляторы тоже на дороге не валяются). Но повторный осмотр показывает, что они не имеют смысла и реализованы в весьма казуальной интерпретации. Вроде бы игрок может поменять почти все важные характеристики авто, но, как покажет практика, это ровным счетом ни на что не влияет.
Ладно, бог с ним с глубоким рестайлом и хитрым тюнигом, ведь пока есть возможность обклеить свою тачку от капота и до бампера – не все потеряно. Тут Shift преподносит последний добивающий сюрприз. Во-первых, большинство наклеек предопределены: они либо покрывают всю машину сразу, либо практически не изменяются в размерах. Во-вторых, невероятно сложно привести авто в желаемый вид, т.к. начинает сказываться враждебность интерфейса. В такие моменты невольно завидуешь пользователям персоналок, ведь мышью справиться проще, чем консольным контроллером...
Need For Speed: Shift мнение Я бы в гонщики пошел – пусть меня научат
Наконец-то, машина выбрана, украшена и настроена. Теперь осталось только начать свою карьеру. Перед первым заездом мрачный голос вновь повествует о сложностях выбранного нами пути. Ей богу, такое ощущение, что вот-вот он начнет говорить о нелегкой доле и карме, но да ладно.
На старт, внимание, марш... машины бодро сорвались с места, оставляя за собой дым и шлейф от прожжённой резины. И сразу же бросается в глаза некая разноцветная линия, ведущая от самого старта и, повсей видимости, до финиша. Оказывается, Shift перенял такую весьма сомнительную «симуляторную» фишку, как отображение верной траектории. Если не изменяет память, то подобный функционал был прохладно встречен еще в ProStreet. Когда мы все делаем верно – полоска зеленая, но стоит сильно разогнаться или начать неверно входить в поворот, как она неумолимо краснеет.
С одной стороны, таким образом нас заставляют ехать «по правилам». Но с другой – какой же это симулятор, если нам говорят когда тормозить, разгоняться и т.п. «Не нравиться – не пользуйся» - скажет читатель, и будет в чем-то прав. Но согласитесь, тяжело не обращать внимания на здоровую красную полосу по всей трассе – тут уж волей-неволей начнешь следовать этим рекомендациям.
Но если наличие своеобразных указателей еще как-то способствует серьёзному восприятию игры, то остальное скорее только мешает. Начнем с того, что Shift застряла где-то между аркадными гонками и серьезными симуляторами. В ней нет достоверной или просто хорошей физики повреждений, машины по-прежнему катятся по трассе как скользящие утюги. Единственным ярким проявлением обновленной модели служит помутнение в глазах водителя от сильных столкновений, ну и вообще все связанное с обратной связью на контроллер (т.е. тем, кто играет на клавиатуре – это глубоко до лампочки). Новый уровень реалистичности чувствуется, но ощущения от него портят аркадные элементы. Игра слишком уныла, и без этих аркадных элементов станет просто непотребным выкидышем индустрии.
Есть у сим-составляющей новой «жажды скорости» и положительные стороны, например, вид из кабины. Давненько мы не имели удовольствия посмотреть на салон дорогой спортивной машины. Жаль, что идею эту реализовали столь поздно, да и то лишь спустя некоторое время после GRID’а. Есть и небольшие недочеты. Рестайл кабины, на манер всей машины, невменяем: выбор деталей ничтожно мал, а предпросмотр выбранных декораций отсутствует. В остальном внутренне убранство спорткаров не вызывает нареканий – красиво, четко, спортивно. Последнее, к слову, означает, что кабина «зачищена» под особые нужды гонщиков, т.е. облегчена, лишена некоторых конструкций и вообще, выглядит по-спартански лаконичной. Приятно бывает увидеть знакомую эмблему на руле или посмотреть как в темпе водитель переключает передачу, но не более того.
Самое интересное, что по завершению каждой гонки подводится итог, определяется наш стиль, и начисляются «звезды». Внимания достойно лишь определение стиля. Вродебы неплохая идея – определить, каковы же мы на трассе. Да и позже при некоторых гонках с именитыми водителями нам будут сообщать об особом стиле вождения противника. Но, увы и ах, полное фиаско даже в такой мелочи: наш «стиль» - это не более чем легкий математический подсчет попадания в те самые зеленые стрелочки «трувэя». Иногда учитывается и поведение с соперниками, т.е. пытаемся ли мы столкнуть оппонента или вежливо его обходим. Чаще всего тон гонки задает сама трасса, т.е. нет смысла бодаться с лидером, ведь за это время нас обоих обгонит даже последний аутсайдер. Так зачем же присваивать игроку параметр «стиль», если он полностью зависит от вида гонки? А черт его знает. Будем надеяться, что это известно хотябы самим девелоперам.
Рецензия Need For Speed: Shift Возвращение Формулы 1
 Если отвлечься от новомодных примочек, вычурного интерфейса и блестящих авто, то перед нами обычная гонка, и важную в роль в ней должны играть режимы соревнований. Автор понял, что гонки различаются по своей стилистике, лишь когда прошел весь первый уровень и дошел, наконец, до разрекламированного дрифта. Дело в том, что все происходящее на экране ужасно рутинно и напоминает самую обычную формулу 1, где гонщики наматывают круг за кругом с одной единственной целью – добраться до финиша первым. Аналогично и в Shift – вроде бы напридумана куча забавных примочек к стандартным режимам, но суть у каждого из них одна : выберись вперед всех – и ты победил. Когда это становится понятно, то обращать внимание на количество очков, время лучшего круга и т.п. как-то не хочется, ведь мы уже впереди, а значит, в любом случае выиграли. Ситуацию иногда спасает неплохой ИИ, который время от времени стервенеет, начинает дико лягаться, сталкивать нас с трассы и вообще всячески проявлять неспортивное поведение. Но и этого хватает ненадолго. Игра как-будто сама скучает от своей монотонности и на последнем круге нам уже никто не сопротивляется, а ИИ даже начинает врезаться и неумело входит в повороты. Может быть это случайность, или огрехи интеллекта на среднем уровне сложности, но все равно портит впечатление.
Раз уж заговорили о соревнованиях, то есть смысл подробнее обсудить дрифт. Ходили слухи, что в Need For Speed: Shift он будет реализован сногсшибательно. Но слова, как обычно и бывает, разошлись с делом. На выходе получилось, как со всей игрой в целом – ни аркада, но и не симулятор, а какое-то чудище с невменяемо сложным управлением и неадекватным поведением на трассе.
Неутомимый диктор советует газовать до отказа, а потом, когда шкала в верхнем левом углу покажет благоприятный момент, уходить в занос через ручник. На удивление, этот способ работает, но вот незадача – внимательный геймер сразу поймет, что лучше не набирать большую скорость, а медленно подкатывать к повороту, отжимать тормоз и закручивать машину. Шансы на победу в таком случае значительно повышаются.
Need For Speed: Shift обзор игры Экономическая система
Экономика в автосиме…Вроде бы и говорить не о чем, но гарные хлопцы из Slightly Mad Studios сделали эту тему очень привлекательной для обсуждения. Каким-то чудесным образом, они смогли упростить экономику самой аркадной из прошлых частей, т.е. Undercover. Даже в ней приходилось сперва честным трудом копить деньги на новую тачку, потом на ее тюнинг и т.п. В Need For Speed: Shift таких проблем нет, а карьера даже не слишком преуспевающего гонщика устлана дорогой из 100-долларовых купюр. Приехал первым? Вот молодец, держи 40 «тонн» (вечнозелёными). Вторым? Ай-ай, ну лови 20 000 подъемных. Не занял места на пьедестале? Плохо, очень и очень плохо – всего 16 000. Такими темпами, еще не закончив весь первый уровень, мы от скуки покупаем машину для второго, тюним ее, и она уже успевает надоесть. Более того, в каждом уровне гонок есть обязательное количество звезд мастерства. Как только мы их раскроем становится доступен следующий уровень, а оставшиеся гонки – это лишь источник халявных денег. Благо, что сперва объем гаража ограничен, а то других способов уберечь юзеров от скупки всего и вся, попросту нет. Усугубляет ситуацию и система перепродажи: покупая что-то мы можем продать это практически без потери в стоимости, т.е. у нас тут экономика без затрат, сплошные доходы (прямо утопия какая-то).
Прощальный гимн или немного о саундтреке
А музыка под стать ситуации – спокойная, моментами унылая и ужасно монотонная. Складывается ощущение, надеюсь превратное, что звукорежиссёр хотел усыпить гонщиков и заставить их не бешено отжимать газ, а задуматься о высоком и прекрасном. Еще в прошлой части удивляли какие-то бразильские мотивы, вперемешку с альтернативным роком. Что же, картина повторяется, только в ухудшенном варианте. Первый раз, когда саундтрек хочется не скинуть на свой iPod, а вообще удалить из игры, т.к. он ставит крест на последних положительных впечатлениях от нее.
Вывод об игре Need For Speed: Shift
Рецензия могла быть совершенно другой. Возможно, хвалебной. Действительно, если представить гипотетическую ситуацию, что молодая студия Slightly Mad Studios, основанная чуть больше года назад, выпускает проект под названием Need For Speed: Shift. Среди фишек: развитая симуляторная составляющая, огромное количество лицензированных спорткаров и проработанный вид из кабины. Пожалуй, такую игру мы бы похвалили и наградили множеством лестных ремарок, но сегодня, к сожалению, речь идет об очередной Need For Speed и спрос с неё соответствующий. Мы долго рассчитывали на залихватскую аркаду, ну как крайний вариант - на перерождение серии, т.е. отличный симулятор, а в итоге получили гибрид, который пытается проехаться на славе казуального собрата, атрофировав его игровую механику и приделав к ней ненужные элементы «реализма».
http://www.qeek.ru
|